Качество энергоснабжения, Отключение электроэнергии:
+7 (861) 2015276 +7 (918) 3801913
Расчеты за потребленную электроэнергию:
+7 (861) 2689278

Итоги недели 15-20 февраля 2021 года: С чем связаны в России сложности «строительства» отрасли зеленой энергетики?

01.03.2021

Итоги недели 15-20 февраля 2021 года: С чем связаны в России сложности «строительства» отрасли зеленой энергетики?

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является основой национальной экономики, обеспечивая жизнедеятельность всех ее отраслей. В этой связи, понимая всю ответственность за принимаемые решения, Минэнерго стремится выстраивать гармоничную, сбалансированную и взвешенную государственную энергетическую политику.
Для соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон нам крайне важно мнение экспертного сообщества. Об этом заявил Министр энергетики РФ Николай Шульгинов в ходе первого заседания обновленного состава Общественного совета при Минэнерго, которое состоялось 19 февраля 2021 года.

Глава ведомства отметил, что с новым составом совета продолжится сложившаяся традиция по обеспечению выработки оптимальных для отраслей ТЭК решений по наиболее актуальным темам

«Минэнерго России нацелено на выстраивание продуктивного диалога с Общественным советом. Нам крайне важно ваше содействие в решении ключевых для отраслей ТЭК задач. В частности, по вопросам принятия долгосрочных стратегий развития, климатической политики в ТЭК и развития альтернативных источников энергии, технологического развития, включая вопросы цифровой трансформации ТЭК», – сказал Николай Шульгинов.

Ответственным секретарем нового состава совета назначен генеральный директор ФГБУ «РЭА» Минэнерго России назначен Алексей Кулапин. Он займется организацией деятельности Общественного совета, призванного решать задачи по осуществлению общественного контроля за деятельностью энергетического ведомства.

Стоит также отметить, что Председателем Общественного совета в ходе заседания был избран Герман Греф, предложивший также сосредоточиться на вопросах климатической повестки.

«Сегодня ESG-повестка становится актуальна для всех стран мира, и Россия не исключение. Это чрезвычайно важный вопрос, который оказывает влияние практически на все сферы, в том числе на работу энергетических компаний. ESG – это широкое понятие, включающее в себя социальную ответственность, прозрачное управление и влияние деятельности человека на окружающую среду. Предлагаю на следующем заседании совета обсудить переход от климатической повестки к ESG», — сказал Герман Греф.

К другим событиям. Исследователи из России и стран БРИКС презентовали проекты развития мировой энергетики. Победители финала проекта «Молодежный глобальный прогноз развития энергетики» презентовали инновационные решения представителям Минэнерго РФ, Росмолодежи, отраслевых компаний и вузов.

Цель проекта - формирование прогнозов глобального энергетического развития молодежными командами вузов и отраслевых компаний, популяризация ТЭК и МСК, идей энергосбережения и энергоэффективности, инженерно-технического образования.

Молодые ученые и профессионалы стран БРИКС занимались подготовкой сценариев по одному из 19 перспективных вызовов для глобальной энергетики и анализировали непрогнозируемые факторы развития энергетики БРИКС в отраслевой истории. В своих проектах они предложили несколько сценариев развития энергетики и рекомендации по формированию государственной энергетической политики, не забыв при этом про возможные риски.

По мнению участников, на ближайшие годы необходимо акцентировать внимание на повышении энергоэффективности и надежности электроснабжения, снижении отходов производства, цифровизации, электроснабжении удаленных территорий, ужесточении экологических требований, электрификации транспорта.

17 февраля 2021 года Правительство РФ рассмотрело подготовленный Минэкономразвития проект федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Документ, подготовленный по поручению Президента, представил глава ведомства Максим Решетников.

Теперь все предприятия, работа которых сопровождается значительными объемами выбросов парниковых газов, будут отчитываться об этом, такое требование станет обязательным для каждого из них. При этом новое регулирование даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты, а их реализация позволит привлекать зеленые инвестиции.

Законопроект создает принципиально новый механизм регулирования экономики. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. Ключевая задача нового регулирования определена Указом Президента – к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года – с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.

В отличие от европейской модели регулирования, законопроект не предусматривает ограничительных мер для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет - защита интересов российских производителей.

Вместе с тем, по мнению заместителя Министра энергетики РФ Павла Сорокина, Россия постепенно движется в сторону достижения углеродной нейтральности. Об этом он заявил в ходе Конференции по стратегическому сотрудничеству Германии и России «Новые пути развития: российско-германское партнерство.

Павел Сорокин уточнил, что одним из первых проектов в этой области становится пилот по созданию площадки по регистрации и обмену квотами, торговли выбросами на острове Сахалин.

16 февраля 2021 года прошла онлайн-конференция «Климатический трек в электроэнергетике: сценарии реализации низкоуглеродной стратегии». Мероприятие состоялось в преддверии Российского международного энергетического форума. Организаторами выступили EXPOFORUM и газета «Энергетика и промышленность России».

Как отметила директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития РФ Екатерина Кваша, государственная политика РФ в области энергоэффективности направлена на стимулирование энергоэффективных проектов любого масштаба. Однако в первую очередь рассматриваются крупные проекты повышения энергоэффективности, и на них ориентируется Минэкономразвития РФ.

Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Петр Бобылев заявил, что низкоуглеродная стратегия ориентирована не только на снижение парниковых газов и углеродоемкости, но и на социально-экономическое развитие, т.к. затрагивает, например, как повышение комфортности среды обитания, так и перспективы экспорта российских товаров.

«Свои планы низкоуглеродного развития мы базируем на устойчивом экономическом росте (росте ВВП), который, по прогнозам, может составить 2,4 раза к 2050 году», — сказал он.

При этом углеродоемкость экономики РФ снижается. К 2030 году ожидается сокращение на 8-10%, к 2050 году – на 45-50%.

Петр Бобылев сообщил, что Минэкономразвития РФ готовит новую редакцию 703-го Постановления Правительства РФ, или «Комплексного плана мероприятий по энергоэффективности» и в ближайшие полгода он должен быть опубликован.

«Под каждое из мероприятий этого документа мы будем делать расчеты СО2 эквивалента. Мы понимаем, что это меры стимулирования, в первую очередь, внебюджетных ассигнований, долгосрочных целевых соглашений и энергосервисных контрактов. Если каким-то отраслям потребуется бюджетная поддержка, мы также рассматриваем такой подход», - отметил Петр Бобылев.

В эпоху развития технологий одним из приоритетных является вопрос бережного отношения к окружающей среде, считает член комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК Георгий Кутовой.

«Энергетика остается важнейшим техническим и технологическим драйвером развития всех остальных сфер производства. Она вовлекает в свою производственную технологическую сферу огромное количество природных ресурсов, в том числе является источником карбонизационного загрязнения нашей окружающей среды. В этом отношении, если коснуться электроэнергетики, самым главным источником такого загрязнения выступает тепловая генерация, а именно использующийся в этом процессе уголь», - сказал Георгий Кутовой.

Эксперт подчеркнул, что сегодня большие усилия энергетиков сконцентрированы на том, чтобы сделать процесс использования, сжигания и переработки, хранения и вторичного безотходного производства электроэнергии по угольным технологиям, максимально безвредным для окружающей среды. Успехи в этом направлении имеются, но пока не столько большие, как хотелось бы.

По мнению председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, одним из главных трендов сегодня в России является усиление и даже ужесточение экологической политики.

«То есть мы через экологию ужесточаем отношения хозяйствующих субъектов практически во всех секторах и, например, в ТЭК это связано с предупреждением нефтеразливов, их ликвидацией. В связи с этим, регулятор и органы власти заставляют предприятия, работающие в ТЭК, финансово защищаться от аварий и разливов, предусматривать финансовые подушки безопасности, будь то экологическая страховка или банковская гарантия, или соответствующие фонды», — подчеркнул эксперт.

Вместе с тем, вице-президент по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингом ПАО «Фортум» Дмитрий Боровиков заявил, что в России нет реально работающей стратегии, которая даст оптимальное количество административных и добровольных стимулов для реализация климатических проектов.

«Далеко не все решается регулированием, необходимо создать среду, в которой реализация добровольных инициатив будет поддерживаться. Сейчас отечественная энергетическая отрасль живет по директивам: строительство ВИЭ или модернизацией ТЭС идет только тогда, когда появляется ДПМ. Но программы ДПМ по ВИЭ, которые сейчас реализуются в стране не сопоставимы с теми потребностями на чистую энергию, которая формируется со стороны отечественных потребителей и экспортеров. Рынку необходимо предоставить систему добровольного инвестирования в «озеленение». Нужны инструменты, которые позволили бы договариваться производителям чистой энергии и производствам, заинтересованным в снижении углеродного следа, системы доступа ВИЭ в оптовый рынок без ДПМ. И важнейшим элементом является внедрение механизмов квотирования углеродных выбросов, а также торговля этими инструментами», - подчеркнул Дмитрий Боровиков.

Директор Ассоциации Развития Возобновляемой Энергетики (АРВЭ), партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев высказал мнение о том, что на рынке России пока невозможно строить «зеленую» энергетику и не только ее. К сожалению, правила оптового рынка электроэнергетики не позволяют реализовать ни один новый проект, как в сферах тепловой энергетики и гидрогенерации, так и в сфере солнечных и ветряных станций.

Эксперт отметил, что рано или поздно, в анализ конкурентоспособности той или иной технологии должны быть добавлены факторы климатической повестки – тот самый углеродный след, который сейчас никак не оценивается, когда предпринимаются попытки определить, спрогнозировать или измерить паритет электрической энергии от разных источников.

«Здесь вопрос очень цикличный: прогнозируемый рост экономики, так или иначе, зависит от той климатической политики, которая реализуется на уровне национальной экономики», — говорит Алексей Жихарев.

eprussia.ru

Вернуться к списку новостей